Вызов на допрос по камеральной налоговой проверке

Допрос свидетеля является одной из форм государственного налогового контроля, выполняемого в рамках обеспечения соблюдения налогоплательщиками (плательщиками сборов, взносов) налогового законодательства и возможен только в рамках проведения мероприятий налогового контроля в отношении проверяемых субъектов.

Вызов на допрос по камеральной налоговой проверке расчета по страховым взносам за 2020 год является неправомерным по следующим основаниям.

По смыслу п. 1 ст. 88 НК камеральная налоговая проверка РФ является формой текущего документального контроля за соблюдением налогового законодательства, который проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. В отличие от выездной налоговой проверки она нацелена на своевременное выявление ошибок в налоговой отчетности и оперативное реагирование налоговых органов на обнаруженные нарушения, что позволяет смягчить для налогоплательщиков последствия от неправильного применения ими налогового закона.

Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок (п.3 ст.88 НК РФ).

КС РФ в определении от 08.04.2010 N 441-О-О отметил два характерных признака, отличающих выездную налоговую проверку от камеральной:

углубленное изучение документов бухгалтерского и налогового учета, а также проведение ряда специальных мероприятий налогового контроля, например осмотра                       (ст. 92 НК РФ) и выемки документов и предметов (ст. 94 НК РФ).

Обращаем внимание, что судьи признают неправомерным проведение допроса свидетелей в рамках камеральной проверки, указывая, что налоговый орган не вправе выходить за пределы полномочий, предоставляемых ему налоговым законодательством применительно к различным формам налогового контроля (постановления ФАС Центрального округа от 02.11.2012 N Ф10-3889/12, от 28.12.2011 N Ф10-4755/11, Первого ААС от 27.10.2014 N 01АП-6583/14 (постановлением АС Волго-Вятского округа от 27.01.2015 N Ф01-6070/14 оставлено в силе).

Суды указывают, что опросы свидетелей, не имеют непосредственного отношения к предмету и объему камеральной проверки и налоговый орган не вправе выходить за пределы полномочий, предоставляемых ему налоговым законодательством, применительно к различным формам налогового контроля, в то же время, он не лишен возможности использования различных форм налогового контроля, в том числе права проведения выездной налоговой проверки в отношении того налогового периода, который был подвергнут камеральной проверке.

В связи с вышеизложенным, считаем вызовы на допрос сотрудников в рамках камеральной налоговой проверки неправомерным. К тому же, считаем, что рабочие (уборщики, плотники, сварщики и т.п.) не могут свидетельствовать о том, правильно или нет заполнена декларация. Иные вопросы, не связанные с заполнением декларации, заданы быть не могут, т.к. для этого нет законных оснований.

Автор: Виктория Ломовкина, Директор ООО “ВИЛАНА”