Операции по сдаче лома и отходов производства

В ответ на Ваш вопрос:
по бухгалтерскому и налоговому учету и документальному сопровождению операций по сдаче лома и отходов производства; по безналичным расчетам по операциям с металлоломом в связи с изменениями с 01.10.2023

сообщаем следующее:

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяет Федеральный закон от 24.06.98 No 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”.

Бухгалтерский учет – регулируется Федеральным законом от 06.11.11 No 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и стандартами по бухгалтерскому учету.

Налогообложение – регулируется нормами НК РФ. С 01.01.2018 начался эксперимент, предполагающий исчисление и уплату налога при реализации некоторых видов товаров не продавцами, а покупателями – налоговыми агентами. Это следует из п. 8 ст. 161 и п. 3.1 ст. 166 НК РФ. В число таких товаров вошли:
• лом и отходы черных и цветных металлов;
• алюминий вторичный и его сплавы.
В роли налоговых агентов могут выступать и «упрощенцы» – покупатели названых объектов. Но только в случае, если их контрагентом является плательщик НДС. Продавец выставит покупателю счет-фактуру с надписью «НДС исчисляется налоговым агентом» (графа 7), а покупатель исчислит (расчетным методом) налог и уплатит в бюджет (абз. 5 п. 8 ст. 161 НК РФ).
Обратите внимание: налоговые агенты обязаны исчислить и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС независимо от того, исполняют ли они обязанности плательщика НДС (Письмо ФНС России от 16.01.2018 No СД-4-3/480@). Оплата товара продавцу производится за вычетом налога.
С 1 января 2023 года согласно п. 3 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, исчисленные в соответствии со ст. 161 НК РФ налоговыми агентами, указанными в пунктах 2, 3, 6, 6.1, 6.2 и 8 ст. 161 НК РФ. Право на указанные налоговые вычеты имеют покупатели – налоговые агенты, состоящие на учете в налоговых органах и исполняющие обязанности налогоплательщика НДС.
Положения п. 3 ст. 171 НК РФ применяются при условии, что товары и пр. были приобретены налоговым агентом для целей, указанных в п. 2 ст. 171 НК РФ, и при их приобретении он исчислил налог в соответствии со ст. 161 НК РФ.
Обратите внимание: вычет НДС, исчисленного налоговым агентом, без условия фактической уплаты налога в бюджет производится в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), отгруженных (выполненных, оказанных) после 1 января 2023 г. (см. письмо Минфина России от 16.05.2023 N 03-07-08/44301).
Вычет НДС, исчисленного указанными налоговыми агентами, производится в налоговом периоде, в котором соблюдены требования статей 171 и 172 НК РФ (см. письма Минфина России от 11.05.2023 N 03-07-08/42672, от 07.03.2023 N 03-07-11/19130, от 20.02.2023 N 03-07-08/14457).

Изменений в порядке бухгалтерского учета в последнее время не было.

Изменения были внесены Федеральным законом от 10.07.23 No 304-ФЗ в ст.13.1 Федерального закона от 24.06.98 No 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”, которые вступают в силу с 01.10.23. Данная статья дополнена п.5 следующего содержания: уплата денежных средств физическому лицу, осуществляющему реализацию лома и отходов черных и (или) цветных металлов, производится в безналичном порядке».

Исходя из дословной трактовки, расчеты по безналу осуществляются только в том случае, когда физическое лицо продает лом.
Когда обратная ситуация – физическое лицо покупает лом, то на юридическое лицо распространяются правила работы с ККМ и ограничения на расчеты наличными денежными (на физических лиц таких ограничений нет). Таким образом, при любой продаже товаров, работ, услуг физическому лицу за наличный расчет юридическое лицо обязано пробивать чек ККМ, сумма, при этом, может быть любой.

Дополнительная информация по вопросу безналичной оплаты
С 01.10.23 в соответствии с новыми нормами для оплаты физлицам за металлолом по-прежнему можно использовать документ Списание с расчетного счета для отражения выплат на банковский счет физического лица.
Наличными нельзя будет рассчитаться за любой лом. Ломозаготовители должны обеспечить возможность сдавать металл с помощью обратного эквайринга: деньги будут списываться с расчетного счета компании и зачисляться на счет ломосдатчика.
Предполагается, что, чтобы соответствовать новым правилам, ломозаготовителям необходимо выбрать банк и подать заявку на подключение к специальной системе Центробанка для безналичного расчета с физическими лицами. Финансовое учреждение должно будет провести проверку и открыть счет. При этом деятельность компаний, замеченных в сомнительных операциях, заблокируют. Об этом планируется, что будет предупреждать световой сигнал в системе. Так, зеленый сигнал означает, что операции разрешены, желтый — требуется дополнительный анализ, а красный — все операции под запретом.

Возможные риски для предпринимателей
Для ломозаготовителей может возникнуть ряд неблагоприятных рисков, если они не перейдут на безналичный расчет.
3⁄4 К примеру, в банковском секторе таких заготовителей металлолома не будут расценивать как надежных клиентов с чистой репутацией.
3⁄4 Физические лица по действующему законодательству будут обязаны платить НДФЛ, 13-процентный налог с дохода от сдачи металлолома.
Закон о ломозаготовителях дает государству возможность и инструменты, которые позволят контролировать собираемость налогов при обращении со вторсырьем

Ответственность за нарушение данных нововведений в законодательство пока не предусмотрена.

Обращаем внимание: в соответствии с п.1 ст.13.1 89-ФЗ физические лица могут осуществлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отчуждение лома и отходов цветных металлов, образующихся при использовании изделий из цветных металлов в быту и принадлежащих им на праве собственности, согласно перечню разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов, утвержденному органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

С 01.01.21 вступили в силу изменения, внесенные в правила обращения с ломом черных и цветных металлов
В соответствии с Постановлением Правительства от 07.10.20 No 1619 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам обращения с ломом черных и цветных металлов и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» в Положение о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов (Постановление Правительства от 12.12.12. No 1287) были внесены следующие нововведения:
1. Введен новый вид работ: «заготовка, хранение и реализация лома цветных металлов». При этом старый вид работ также и остается.
2. Закреплены новые формулировки понятий:
Из определения «заготовка» исключено транспортирование лома к месту его хранения и добавлены сортировка и отбор;
Внесено уточнение, что к «реализации» относится отчуждение заготовленного лицензиатом лома.

Также, с 01.01.21 внесены изменения в Правила обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения (Постановление Правительства РФ от 11 мая 2001 г. No 369):
1. Уточнен перечень информации, находящейся в доступном месте на объекте осуществления деятельности:
для юридического лица – наименование и основной государственный регистрационный номер (ОГРН), номер телефона, для индивидуального предпринимателя – основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя (ОГРНИП), фамилия, имя, отчество (при наличии), номер телефона.
Требование наличия на объекте в доступном месте нотариально заверенной копии документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, или свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя упразднено.
2. Допускается возложение ответственности за проведение радиационного контроля и контроля взрывобезопасности на одно лицо на одном и том же объекте.
3. С 1 января 2021 года не требуется наличие прессовщика лома и отходов металла 1 разряда.
4. Уточнены требования в части покрытия площадки для хранения лома черных металлов. Постановлением определено, что площадка должна иметь твердое неразрушаемое влагостойкое покрытие.
5. Введено требование наличия на объекте оборудования для взвешивания лома и отходов черных металлов.
6. Для открытия объекта по работе с ломом черных металлов теперь необходимо наличие не менее чем на одном из объектов по приему лома и отходов черных металлов в пределах территории субъекта Российской Федерации одной единицы любого из следующих видов оборудования:
пресс для пакетирования лома черных металлов;
пресс-ножницы;
установка для дробления и сортировки легковесного лома;
оборудование для сортировки или измельчения стружки;
копер для разбивки металлолома.
Действовавшее ранее требование наличия пресса с заданным усилием прессования в 2500 кН отменено.
7. Закреплено оформление приемо-сдаточных актов и книги учета актов, журнала регистрации отгруженных лома и отходов металлов в электронном виде, при условии использования усиленной квалифицированной электронной подписи.
Введены редакционные изменения по заполнению приемо-сдаточных актов, книги учета приемо-сдаточных актов, журнала регистрации отгруженных лома и отходов черных металлов.
8. Упразднено требование нотариального заверения копий документов, подтверждающих право собственности на транспортируемые лом и отходы черных металлов, имеющихся у перевозчика, а также наличия при этом копии лицензии.
9. Утверждена новая форма приемо-сдаточного акта.

Кроме этого, с 01.01.21 были внесены изменения в Правила обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 No 370 «Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения»:1. Уточнен перечень информации, находящейся в доступном месте на объекте осуществления деятельности, аналогично объекту по работе с ломом черных металлов.
2. Закреплено требование приема лома цветных металлов по заявлению только от физических лиц. У юридических лиц и индивидуальных предпринимателей прием теперь будет осуществляться в соответствии с условиями договора между указанными субъектами и юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющим прием лома и отходов цветных металлов.
3. Исключены нормы, не допускающие прием лома и отходов цветных металлов от физических лиц, не достигших 14 лет, а также устанавливающие порядок приема лома и отходов цветных металлов от лиц в возрасте от 14 до 18 лет и лиц, достигших 16 лет, объявленных полностью дееспособными.
4. Допускается возложение ответственности за проведение радиационного контроля и контроля взрывобезопасности на одно лицо на одном и том же объекте.
5. С 1 января 2021 года не требуется наличие прессовщика лома и отходов цветного металла 1 разряда.
6. Уточнены требования в части покрытия площадки для хранения лома цветных металлов. Постановлением определено, что площадка должна иметь твердое неразрушаемое влагостойкое покрытие.
7. Введено требование наличия на объекте оборудования для взвешивания лома и отходов цветных металлов.
8. Введено разделение требований в части наличия необходимого перечня оборудования в зависимости от выполняемого вида работ.
Для осуществления заготовки, хранения и реализации (без переработки) лома и отходов цветных металлов необходимо наличие не менее чем на одном из объектов по приему лома и отходов цветных металлов в пределах территории субъекта Российской Федерации оборудования для определения химического состава лома и отходов цветных металлов.
Таким образом, исключено требование наличия на объекте пресса в случае предоставления лицензии для осуществления заготовки, хранения и реализации лома и отходов цветных металлов.
В случае же осуществления на объекте, в том числе переработки лома и отходов цветных металлов, лицензиат, соискатель лицензии обязаны дополнительно обеспечить наличие не менее чем на одном из объектов по приему лома и отходов цветных металлов в пределах территории субъекта Российской Федерации одной единицы любого из следующих видов оборудования:
пресс для пакетирования лома и отходов цветных металлов;
пресс-ножницы;
установка для дробления лома и (или) отходов цветных металлов;
установка для разделки кабеля.
9. Закреплено оформление приемо-сдаточных актов и книги учета актов, журнала регистрации отгруженных лома и отходов металлов в электронном виде, при условии использования усиленной квалифицированной электронной подписи.
Введены редакционные изменения по заполнению приемо-сдаточных актов, книги учета приемо-сдаточных актов, журнала регистрации отгруженных лома и отходов цветных металлов.
10. Упразднено требование нотариального заверения копий документов, подтверждающих право собственности на транспортируемые лом и отходы цветных металлов, имеющихся у перевозчика, а также наличия при этом копии лицензии.
11. Утверждена новая форма приемо-сдаточного акта (аналогично форме акта для лома черных металлов).
Кроме того, с 1 января 2021 года отменяется выдача бланков лицензий при предоставлении или переоформлении лицензий. Вместо бланка лицензий будут выдаваться выписки из реестра лицензий, соответствующие установленным требованиям законодательства Российской Федерации.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС):
Для целей законодательства об охране окружающей среды лом металлов признается отходами.
Виды НВОС, за которые взимается плата на основании ст. 16 Закона No 7-ФЗ:
– выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
– сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
– хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Плательщиками платы за НВОС при размещении отходов являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.
Вторичные ресурсы, являющиеся ломом и отходами цветных и (или) черных металлов, передаются в целях утилизации с учетом особенностей, предусмотренных ст. 13.1 Закона N 89-ФЗ (ч. 4 ст. 17.1 Закона No 89-ФЗ).
То есть в данном случае передача лома в специализированную организацию, имеющую лицензию, является отчуждением лома для целей утилизации, а не передачей для размещения отходов (статья 13.1 Закона No 89-ФЗ). Поэтому плата за НВОС не начисляется с объемов лома металлов, переданных специализированным организациям.

Исходя из вышеизложенного:
1. Изменений в бухгалтерском учете по отражению в учете операций, связанных с оприходованием лома (отходов) производства и дальнейшей их реализации – в последнее время нет, учет ведется, как и раньше
2. Изменения в налоговом учете – незначительны и связаны с принятием к вычету НДС (уточняющие)
3. Основное изменение в законодательстве с 01.10.2023 – это то, что при закупе лома у физических лиц обязательно производить расчеты в безналичном порядке.
4. Рекомендуем самостоятельно уточнить имеется ли у вас обязанность по лицензированию операций с ломом.

Автор: Виктория Ломовкина, Директор ООО «ВИЛАНА»

Аудиторская компания в Челябинске с более чем 20-ти летним опытом, оказывающая услуги в области аудита, бухгалтерского учета, финансового, правового и налогового консультирования.

454091, Челябинск, ул. Кирова 104, оф. 9