ФНС России направила в свои территориальные органы Рекомендации по истребованию документов (информации) в виде отдельного письма ФНС России от 26 июня 2023 г. № СД-4-2/8096@
В данном документе официально закреплено 7 неотъемлемых принципов, которые будут полезны должностным лицам налоговых органов при истребовании документов (информации):
Законность.
Документы (информация, пояснения) могут быть истребованы должностными лицами только когда на это имеются полномочия, а не потому что «захотелось».
Риск-ориентированный подход.
Для проверки правомерности применения льгот, имеющихся несоответствия сведений и в иных случаях при наличии риска нарушения законодательства о налогах и сборах и с учетом его существенности могут быть истребованы документы.
При этом стоит обратить внимание на то, что само по себе использование налогоплательщиком льгот или заявление налога к возмещению не является основанием для истребования подтверждающих документов.
Документы по отдельным операциям (сделкам) в полной мере могут быть запрошены, за исключением, мониторинга отдельного периода или нескольких периодов. Документы за период (за несколько периодов) истребуются, если существует необходимость подтверждения выявленных фактов налоговых нарушений.
Определенность.
Налоговый орган в своей деятельности должен опираться на использование четких, понятных формулировок в поручении (требовании), чтобы не вызывать проблемы разночтений у налогоплательщика и дать однозначное понимание, какие документы (информация, пояснения) должны быть представлены налоговому органу. Если сотрудник компетентен в своей области, то такие проблемы возникнуть не должны.
Однократность.
Документы должны быть истребованы налоговым органом однократно для упрощения процедурных моментов налогоплательщика. Главное, чтобы налоговый орган не утерял в ходе проведения своей деятельности важные бумаги, ведь тогда запросить ещё раз возможности их не будет. Во всяком случае, ФНС не поддержит такой подход.
Приоритет получения информации из доступных госресурсов.
Истребуются документы, только если они не могут быть получены из имеющихся у налоговых органов информационных ресурсов и от других органов власти. Думаю, что этот пункт возвращает нас в какой-то степени к предыдущему.
Цифровая среда.
Максимально используется электронный документооборот для отправки поручений (требований) и получения соответствующих документов (информации)— этот подход точно уменьшит «круговорот бумаги в природе», что значительно сэкономит средства.
Срочность.
Готовность продлить срок представления документов при получении мотивированного обращения налогоплательщика.
Аудиторская компания в Челябинске с более чем 20-ти летним опытом, оказывающая услуги в области аудита, бухгалтерского учета, финансового, правового и налогового консультирования.
Оставьте заявку
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время