ВОПРОС-ОТВЕТ

Могут ли оба супруга матери детей (бывший и нынешний) получать вычет, если работают в одной компании?

Вопрос: У женщины четверо детей, трое из них от первого супруга, а один ребенок - от второго супруга. Первому ребенку 14 лет, второму - 10 лет, третьему - 8 лет, четвертому - 8 месяцев. Дети от первого супруга проживают совместно со вторым супругом, при этом они прописаны по месту жительства первого супруга. Первый супруг выплачивает алименты на содержание троих детей. Оба супруга работают в одной организации, которая отказала второму супругу в получении стандартного налогового вычета по НДФЛ.

Кто имеет право на получение стандартного налогового вычета по НДФЛ и какие документы необходимо представить?

Ответ:

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу предоставления стандартного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 218 Кодекса стандартный налоговый вычет за каждый месяц налогового периода распространяется, в частности, на родителя, супруга (супругу) родителя, на обеспечении которых находится ребенок.

Одним из условий, при которых предоставляется право воспользоваться указанным налоговым вычетом, является факт нахождения ребенка на обеспечении родителей или супруга (супруги) родителя.

В случае если трое детей от первого супруга проживают совместно со вторым супругом, то стандартный налоговый вычет может быть предоставлен второму супругу, на обеспечении которого находятся дети, в следующих размерах: 1400 руб. - на первого ребенка в возрасте 14 лет; 1400 руб. - на второго ребенка в возрасте 10 лет; 3000 руб. - на третьего ребенка в возрасте 8 лет и 3000 руб. - на четвертого ребенка в возрасте 8 месяцев.

Документами для подтверждения права второго супруга на получение стандартного налогового вычета на детей, в частности, могут быть копии свидетельств о рождении всех четверых детей, копия паспорта (с отметкой о регистрации брака между родителями) или копия свидетельства о регистрации брака.

Факт совместного проживания супруга с детьми может быть подтвержден справкой с места его жительства соответствующей жилищно-эксплуатационной организации (Единого информационно-расчетного центра), либо справкой товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, либо справкой городской, поселковой и сельской администрации, а также может быть установлен в судебном порядке.

Торговая организация (ООО) и индивидуальный предприниматель работают в одном помещении. При этом офис принадлежит ИП, а торговая организация лишь арендует у него часть площади. Организация торговли имеет зарегистрированный кассовый аппарат. Вправе ли она предоставить в аренду (пользование) ИП контрольно-кассовую технику (ККТ), если откроет отдельную секцию для осуществления денежных расчетов в процессе проведения торговых операций или оказания услуг, например, в первом отделе (секции) будет пробиваться выручка для организации торговли, а во втором - для ИП (торговая организация заключит с ИП договор на предоставление в аренду ККТ с открытием для него отдельной секции)?

В настоящее время основным документом, регламентирующим порядок использования ККТ, является Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт". Согласно ст. 4 этого закона ККТ должна быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя - налогоплательщика. Следовательно, каждый пользователь обязан зарегистрировать применяемую им ККТ и получить карточку учета. Приказом от 08.08.2008 N ММ-3-2/351@ ФНС утвердила формат информации, вводимой в фискальную память ККТ. Этот формат предусматривает, что на стадии регистрации кассового аппарата в налоговом органе в фискальную память вводятся реквизиты организации, в том числе ее ИНН и наименование. То есть предполагается использование аппарата только одним налогоплательщиком. Особо стоит обратить внимание на мнение Пленума ВАС, высказанное в Постановлении от 31.07.2003 N 16: использование ККТ, не зарегистрированной в налоговом органе, приравнивается к ее неприменению. Поэтому в рассматриваемой ситуации индивидуальный предприниматель может быть привлечен к административной ответственности по п. 2 ст. 14.5 КоАП РФ за неприменение ККТ или использование ККТ с нарушением порядка ее регистрации. Размер административного штрафа по данной статье установлен для граждан - от 1 500 до 2 000 руб., для должностных лиц - от 3 000 до 4 000 руб., для юридических лиц - от 30 000 до 40 000 руб. Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если КоАП РФ не установлено иное.

Договор аренды ККТ в принципе заключить можно, но перед фактической передачей арендодатель должен снять ее с учета, чтобы арендатор мог зарегистрировать ККТ на себя. Заметим, что договор аренды устанавливает лишь право собственности на объект, а не вносит изменения в порядок использования ККТ, тем более что на арендованном аппарате будет работать сотрудник другой организации, а это, по мнению Минфина, неправомерно (Письмо от 25.06.2006 N 03-01-15/4-114).

Все вышесказанное относится к проблемам административного характера. Дополнительно рассмотрим, как составляются регистры бухгалтерского учета.

В результате использования ККТ формируется контрольная лента, которая согласно Положению о регистрации и применении ККТ, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями является первичным учетным документом, содержащим сведения о наличных расчетах, на основании которых формируется кассовая книга. Такие первичные документы обязан иметь каждый налогоплательщик, что не может быть соблюдено, если ККТ будет использоваться организацией и индивидуальным предпринимателем одновременно. Других документов, на основании которых можно было бы подтвердить наличную выручку ИП или передать отчет о выручке за день от торговой организации - ИП, не существует.

Какие рекомендации можно дать по обсуждаемой проблеме?

Один из возможных вариантов экономии на покупке и обслуживании дополнительного кассового аппарата для использования в том же торговом зале - заключение между ООО и ИП агентского договора. Согласно ст. 1005 ГК РФ одна сторона (агент) обязана за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические действия от своего имени, но за счет принципала. Так что в случае, когда торговая организация станет в договоре агентом, предмет которого - реализация товаров, принадлежащих индивидуальному предпринимателю, ее работник будет принимать плату за товар и выдавать кассовые чеки на законном основании. При этом можно будет организовать работу кассы по отделам (на ООО и на ИП) или распределять выручку по ассортименту в конце дня. Агентское вознаграждение, которое должен выплачивать принципал (в данном случае - индивидуальный предприниматель), можно установить в размере, соответствующем уровню арендной платы, которую он готов был заплатить за использование кассового аппарата.