Новости законодательства

29 января 2018

При каких условиях беспроцентный заем между своими не будет контролируемой сделкой

В письме от 15 декабря 2017 г. N 03-12-11/1/86030 Минфин напомнил, что сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми "российскими" лицами не признаются контролируемыми вне зависимости от того, удовлетворяют ли такие сделки условиям, предусмотренным пунктами 1-3 статьи 105.14 НК.

РФ при этом должна быть местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по этим сделкам (подпункт 7 пункта 4 статьи 105.14 НК).

В целях применения этой нормы, по мнению Минфина, при определении круга лиц, в отношении которых необходимо соблюдение требований к месту регистрации (месту жительства), следует учитывать положения ГК, а именно:

  • пункт 1 статьи 807 ГК – в части сторон сделок по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами;
  • пункт 1 статьи 430 ГК, в соответствии с которым возможно заключение договоров в пользу третьих лиц, – в части выгодоприобретателей по указанным сделкам.

Таким образом, чиновники считают, что в целях непризнания названных сделок контролируемыми названной нормой НК установлены требования к месту регистрации (месту жительства) в отношении лиц, являющихся участниками таких сделок.

 

 

29 января 2018

ИП не смогла доказать, что в обналичку втянута обманом – доначисления законны

Предприниматель Ф. занималась предоставлением секретарских, редакторских услуг и услуг по переводу.

В ходе выездной проверки ИФНС установила поступление на счет ИП около 30 млн. рублей от ряда фирм с назначением платежей за упомянутые услуги, а затем снятие денег по чекам или вывод на личные счета предпринимателя. Установлено, что контрагенты предпринимателя имеют признаки проблемных компаний: у них отсутствуют имущество и работники, фирмы не располагаются по юрадресам, представляют отчетность с минимальными показателями налогов к уплате, денежные средства с их счетов списывались в течение одного-двух дней. Руководители и учредители контрагентов являются взаимозависимыми лицами в силу наличия родственных связей и одного места жительства.

По мнению налоговой, документооборот был формальным и использовался для обналичивания. Инспекция признала полученные ИП денежные средства доходом, доначислила НДФЛ, пени и штраф.

При обращении в суд (дело № А33-24998/2016) предприниматель отрицала отношение поступивших на ее счет средств к ее деятельности, указывала на наличие договоров с контрагентами, которые фактически не исполнялись. Она пояснила, что все полученные деньги передавала своему гражданскому мужу Е., однако расписок о получении средств с него не брала, какого-либо дохода или процентов не получала. В схему по обналичиванию истица втянута гражданским мужем путем злоупотребления доверием и обмана. Соответствующее заявление Ф. подала в МВД.

Однако суды трех инстанций (постановление кассации Ф02-6245/2017 от 17.01.2018) признали законным решение инспекции, указав, что снятие наличных и их передача третьим лицам является волеизъявлением налогоплательщика и не опровергает получение дохода, облагаемого по НДФЛ. Документального подтверждения передачи денег Е. не представлено. То, каким образом получатель дохода использует полученные средства, не имеет правового значения для налогообложения. Факт подачи ИП заявления в органы МВД, по мнению судов, не доказывает введение налогоплательщика в заблуждение и наличие у Е. статуса выгодоприобретателя.

 

21 июля 2017

Ответственность за непредставление налоговому органу документов и сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (п. 1 ст. 126 НК РФ)

Непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, установленных ст.ст. 119, 129.4 и 129.6 НК РФ, а также п.п. 1.1 и 1.2 ст. 126 НК РФ, влечет ответственность, предусмотренную п. 1 ст. 126 НК РФ.

Таким образом, для данного состава правонарушения необходимо и достаточно факта бездействия - непредставления документов в установленный срок. Дальнейшие действия либо их отсутствие на наличие правонарушения не влияют.

Субъектом ответственности в соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ выступают:

- налогоплательщики;

- налоговые агенты;

- плательщики сборов;

- плательщики страховых взносов.

Санкция за совершенное правонарушение установлена в размере 200 руб. за каждый не представленный в срок документ.

Исходя из порядка определения санкции, ответственность, предусмотренная п. 1 ст. 126 НК РФ, наступает за непредставление сведений в документарной форме (постановление ФАС Уральского округа от 17.10.2007 N Ф09-8011/07-С3). В этой связи для применения ст. 126 НК РФ важное значение имеет определение понятия "документ".

Внимание

Определение понятия "документ" в законодательстве отсутствует. Имеются лишь определения этого термина применительно к конкретным правоотношениям. Например, Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 7.0.8-2013, утвержденный приказом Росстандарта от 17.10.2013 N 1185-ст, определяет термин "документ" как "зафиксированная на носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать". При этом документ может состоять из нескольких листов, на которых зафиксирована информация, объединенная одним заголовком и имеющая единые реквизиты.

Обязанность представления налогоплательщиком (плательщиком сборов, страховых взносов, налоговым агентом) документов и сведений в налоговый орган может возникать:

1) в силу прямого указания НК РФ. Наименования документов и сведений, сроки их представления в налоговый орган, а также лица, на которых возложено исполнение такой обязанности, указаны в соответствующих статьях НК РФ (например, п. 2 ст. 230 НК РФ установлена обязанность представления налоговым агентом сведений о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ ежегодно, не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом). Примерный перечень документов и (или) сведений, непредставление которых в установленный срок влечет ответственность, предусмотренную п. 1 ст. 126 НК РФ, приведен в таблице 1;

2) по требованию налогового органа. Право налоговых органов требовать от налогоплательщика, плательщика сбора, страховых взносов или налогового агента документы, служащие основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, страховых взносов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, страховых взносов, предусмотрено пп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ (п. 2.1 ст. 31НК РФ).

Данное право реализуется налоговыми органами в порядке, установленном ст.ст. 8889 и 9393.1 НК РФ, и ему корреспондирует обязанность налогоплательщика (налогового агента, плательщика сборов, страховых взносов) по представлению необходимых документов, предусмотренная пп. 6 п. 1 и пп. 4 п. 3.4 ст. 23 НК РФ.

В этом случае необходимые документы и (или) сведения представляются лицами на основании требования о представлении документов, выставляемого налоговым органом (например, в рамках проведения налоговых проверок).

При этом необходимо, чтобы в требовании были указаны конкретные документы, находящиеся у налогоплательщика, их количество и реквизиты. Истребование документов без указания их реквизитов, точного наименования, даты составления, номера и количества исключает возможность привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности на основании п. 1 ст. 126 НК РФ за их непредставление (см. постановления Президиума ВАС РФ от 08.04.2008 N 15333/07, ФАС Центрального округа от 07.12.2012 N Ф10-4458/12, ФАС Поволжского округа от 21.09.2011 N Ф06-8261/11).

В связи с этим начисление штрафа по ст. 126 НК РФ правомерно только на ту часть документов, которые конкретно поименованы налоговым органом и которые не были представлены ему в ходе налоговой проверки (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 10.10.2013 N Ф04-4786/13, Седьмого ААС от 22.03.2013 N 07АП-1564/13).

При этом размер штрафа должен рассчитываться исходя из конкретного количества непредставленных документов (постановления АС Западно-Сибирского округа от 24.06.2015 N Ф04-19873/15, Девятого ААС от 07.11.2011 N 09АП-27210/11).

Кроме того, мера ответственности за правонарушение, предусмотренная п. 1 ст. 126 НК РФ, может быть применена только в том случае, если запрашиваемые документы имелись у налогоплательщика (налогового агента, плательщика сборов, страховых взносов), и у него была реальная возможность представить их в указанный срок, но налогоплательщик этого не сделал (т.е. либо нарушил срок представления документов, либо вовсе уклонился от их представления) (постановления ФАС Дальневосточного округа от 28.11.2012 N Ф03-4818/12, ФАС Уральского округа от 18.09.2012 N Ф09-8103/12).

При этом необходимо иметь в виду, что документы, непредставление которых может стать причиной привлечения к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ, должны иметь отношение к обязательствам налогоплательщика по исчислению и уплате налогов (сборов, страховых взносов). К таким документам согласно пп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ относятся документы:

- служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, страховых взносов;

- подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, страховых взносов.

Неисполнение налогоплательщиком требования налогового органа представить документы, не предусмотренные налоговым законодательством, под понятие налогового правонарушения по п. 1 ст. 126НК РФ, не подпадает (постановление АС Западно-Сибирского округа от 24.06.2015 N Ф04-19873/15).

Днем совершения правонарушения по п. 1 ст. 126 НК РФ признается день, следующий за днем окончания срока подачи соответствующего документа (сведений).

Привлечение к административной ответственности

За нарушение срока представления документов (сведений) в налоговый орган граждане и должностные лица организаций могут быть привлечены к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ. Объективной стороной данного административного нарушения является непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 15.6 КоАП РФ.

Сумма административного штрафа, подлежащая взысканию в этом случае, составит:

- от ста до трехсот рублей в отношении граждан;

- от трехсот до пятисот рублей в отношении должностных лиц организаций.

Таблица 1

Документы (сведения), которые лицо обязано самостоятельно представить в установленный НК РФ срок

Срок представления документов (сведений)

Норма НК РФ, в которой содержится требование о представлении документов (сведений)

Сообщение о своем участии в российских организациях (за исключением случаев участия в хозяйственных товариществах и обществах с ограниченной ответственностью) в случае, если доля прямого участия превышает 10 процентов

Не позднее одного месяца со дня начала такого участия

пп. 2 п. 2 ст. 23 НК РФ

Сообщение о создании обособленного подразделения российской организации (за исключением филиалов и представительств)

В течение одного месяца со дня создания

пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ,

п. 4 ст. 83 НК РФ

Сообщение об изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения об обособленных подразделениях российской организации

В течение трех дней со дня изменения соответствующего сведения

пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ

Сообщение о закрытии обособленного подразделения российской организации:

 

пп. 3.1 п. 2 ст. 23,

п. 4 ст. 83 НК РФ

1) о закрытии филиала или представительства

В течение трех дней со дня принятия решения

2) о закрытии иного обособленного подразделения

В течение трех дней со дня прекращения деятельности через это обособленное подразделение

Сообщение о наделении обособленного подразделения (включая филиал, представительство), созданного на территории РФ, полномочиями (о лишении полномочий) по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц

В течение одного месяца со дня наделения обособленного подразделения соответствующими полномочиями (лишения полномочий)

пп. 7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ

Сообщение о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика

В течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах

пп. 2 п. 3 ст. 24 НК РФ

Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год

Не позднее 20 января текущего года

п. 3 ст. 80 НК РФ

Годовая бухгалтерская отчетность

Не позднее трех месяцев после окончания отчетного года

пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ

Сведения о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ

Ежегодно, не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом

п. 2 ст. 230 НК РФ

Сообщение об открытии или о закрытии индивидуального инвестиционного счета (в электронной форме по ТКС)

В течение трех дней со дня соответствующего события (открытия или закрытия счета)

п. 15 ст. 226.1 НК РФ

Несвоевременное представление (непредставление) по итогам отчетного периода декларации по налогу на прибыль

Не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.

п. 3 ст. 289 НК РФ

Налоговый расчет (информация) о суммах, выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов

Не позднее 28 календарных дней со дня окончания каждого отчетного периода, в котором были произведены выплаты

п. 4 ст. 310 НК РФ

Сообщение о переходе с УСН на иной режим налогообложения в случае утраты права на применение УСН

В течение 15 календарных дней по истечении отчетного (налогового) периода, в котором это право было утрачено

п. 5 ст. 346.13 НК РФ

Налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу на имущество

Не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода

п. 1п. 2 ст. 386 НК РФ

Уведомление о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора

Не позднее пяти рабочих дней с даты возникновения объекта обложения сбором

п. 2 ст. 416 НК РФ,

п. 6 ст. 6.1 НК РФ

 

 

 

 

 

 

21 июля 2017

Истребование документов у налогоплательщика при проведении выездных налоговых проверок

При проведении выездной налоговой проверки налогоплательщик согласно п. 12 ст. 89 НК РФ обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.

Как следует из п. 12 ст. 89 НК РФ, проверяющими могут быть затребованы при проведении выездной налоговой проверки как оригиналы документов, так и их копии.

Ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика, за исключением случаев (абз. 3 п. 12 ст. 89 НК РФ):

- проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа согласно п. 1 ст. 89НК РФ;

- при проведении выемки в случаях, предусмотренных ст. 94 НК РФ.

Для получения доступа к подлинникам документов налогоплательщику вручается уведомление. Формауведомления о необходимости обеспечения ознакомления с подлинниками документов, связанными с исчислением и уплатой налогов, приведена в письме ФНС России от 25.07.2013 N АС-4-2/13622@. В уведомлении указываются номер и дата решения о проведении выездной проверки, наименования, реквизиты, иные индивидуализирующие признаки необходимых документов и период, к которому они относятся.

Необходимые для проверки документы также могут быть истребованы у налогоплательщика в порядке, установленном ст. 93 НК РФ (абз. 2 п. 12 ст. 89 НК РФ). Истребуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий или в электронной форме по установленным форматам (п. 2 ст. 93НК РФ).

Для получения документов в порядке, предусмотренном ст. 93 НК РФ, налогоплательщику вручается требование о представлении документов (информации), форма которого утверждена приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@.

Причем реализация права налогового органа на истребование документов (в виде копий) не ставится в зависимость от места проведения выездной налоговой проверки (письмо Минфина России от 17.11.2011 N 03-02-07/1-395).

Порядок ознакомления налоговых органов с документами в ходе выездной налоговой проверки разъяснила ФНС России в письме от 25.07.2013 N АС-4-2/13622@ "О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок". Согласно п. 5.5 Рекомендаций истребование документов в порядке, установленном ст. 93 НК РФ (в виде копий), не должно заменять собой ознакомление с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов, полученными по устному требованию проверяющих должностных лиц налогового органа. В случае необеспечения налогоплательщиком (ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков) права должностных лиц налоговых органов, проводящих проверку, ознакомиться с подлинниками документов, необходимых для проверки, налоговый орган вправе истребовать копии документов в порядке, установленном ст. 93 НК РФ, либо осуществить выемку документов в соответствии со ст. 94 НК РФ.

Отметим, что возможность произвести выемку необходимых документов в случае отказа проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставления их в установленные сроки прямо установлена в п. 4 ст. 93 НК РФ.

Отказ налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ.

Кроме того, непредставление в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов предоставляет налоговым органам право определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему РФ, расчетным путем (пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Используя предоставленные права, налоговые органы нередко при выездной проверке вручают проверяемому налогоплательщику и уведомление о необходимости ознакомиться с подлинниками документов, и требование о представлении тех же документов в виде копий в установленном ст. 93 НК РФ порядке. При этом, если налогоплательщик своевременно не представит копии документов (что достаточно вероятно, если речь идет о представлении документов за 3 года), его привлекают к ответственности по ст. 126 НК РФ.

В таком случае, если в распоряжение инспекции на территории налогоплательщика были предоставлены все необходимые документы в подлинниках, а требования о предоставлении копий этих документов не конкретизированы, суд может признать незаконным привлечение налогоплательщика к ответственности, предусмотренной ст. 126 НК РФ (см. например, постановление ФАС Московского округа от 25.08.2011 N Ф05-8115/11).

Отметим также, что согласно п. 5 ст. 93 НК РФ в ходе проведения налоговой проверки, иных мероприятий налогового контроля налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица, а также документы, представленные в виде заверенных копий в ходе проведения налогового мониторинга.

Внимание

Запретом на истребование документов, представленных в виде заверенных копий в ходе проведения налогового мониторинга, норма п. 5 ст. 93 НК РФ дополнена с 1 января 2015 года в соответствии с Федеральным законом от 04.11.2014 N 348-ФЗ.

Указанное ограничение не распространяется на случаи, когда документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы.

На основании нормы п. 5 ст. 93 НК РФ суды считают, что истребование у налогоплательщика копий с документов, которые находятся в распоряжении налогового органа, является неправомерным по причине невозможности его фактического исполнения. Например, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 21.02.2013 N Ф07-46/13 судьи признали неправомерным истребование копий с документов, переданных инспекторам при проведении выездной налоговой проверки на территории налогоплательщика, указав, что факт наличия доступа сотрудников общества к оригиналам переданных инспекции документам не подтверждает возврата указанных документов обществу и, соответственно, не исключает действия п. 5 ст. 93 НК РФ.

В то же время необходимо учитывать, что установленные факты совершения налогового правонарушения должны быть подтверждены налоговым органом документально. Для этих целей проверяющими формируются материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, включающие в себя, в том числе, представленные налогоплательщиком копии документов. Поэтому непредставление налогоплательщиком копий необходимых документов судьи могут расценить как действие, направленное на лишение инспекции возможности в законном порядке приобщить копии документов к материалам налоговой проверки и ссылаться на них как на доказательство правомерности принятия соответствующего решения. Подобные выводы содержатся, в частности, в постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 21.06.2013 N Ф04-2040/13от 25.09.2013 N Ф04-4507/13от 20.05.2013 N Ф04-2021/13от 29.05.2013 N Ф04-2496/13.

Необеспечение налогоплательщиком (ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков) права должностных лиц налоговых органов, проводящих проверку, ознакомиться с подлинниками документов, необходимых для осуществления налоговой проверки, может быть квалифицировано как неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), влекущее ответственность граждан и должностных лиц, предусмотренную ч. 1 ст. 19.4 КоАП.

Внимание

Выставление требования о предоставлении документов в последний день проведения выездной налоговой проверки не противоречит положениям ст.ст. 8993 НК РФ. К такому выводу приходят суды, в том числе со ссылкой на правовую позицию, выраженную в п. 27 постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 N 57 (см., например, постановления АC Северо-Кавказского округа от 23.05.2016 N Ф08-1795/16, АC Московского округа от 13.02.2015 N Ф05-171/15 (определением ВС РФ от 13.05.2015 N 305-КГ15-5504 отказано в передаче жалобы для рассмотрения СК по экономическим спорам ВС РФ), ФАС Дальневосточного округа от 27.09.2013 N Ф03-4045/13, постановления Пятнадцатого ААС от 07.04.2015 N 15АП-20055/14, Девятого ААС от 22.10.2014 N 09АП-43394/14).

 

 

21 июля 2017

Истребование документов при проведении камеральных налоговых проверок

Камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (п. 1 ст. 88 НК РФ).

По общему правилу, установленному в п. 7 ст. 88 НК РФ, при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено ст. 88 НК РФ или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ.

Таким образом, налоговый орган при проведении камеральной проверки вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы только в случаях, предусмотренных ст. 88 НК РФ*(1).

Статьей 88 НК РФ налоговым органам предоставлено право при проведении камеральных налоговых проверок дополнительно требовать у налогоплательщика представить пояснения, а также истребовать в установленном порядке документы в следующих случаях:

Основания для истребования

Что вправе истребовать налоговый орган при проведении камеральных налоговых проверок

Норма

Пояснения

При проверке выявлены:

- ошибки в декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах;

- несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля.

Необходимые пояснения или внесение соответствующих исправлений в установленный срок*(2)

Абз. 1 п. 3 ст. 88 НК РФ

При проверке уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом)

Необходимые пояснения, обосновывающие изменение соответствующих показателей налоговой декларации (расчета)*(2)

Абз. 2 п. 3 ст. 88
НК РФ*(3)

(применяется с 01.01.2014)

При проверке налоговой декларации (расчета), в которой заявлена сумма полученного в соответствующем отчетном (налоговом) периоде убытка

Необходимые пояснения, обосновывающие размер полученного убытка*(2)

Абз. 3 п. 3 ст. 88
НК РФ*(3)

(применяется с 01.01.2014)

Документы и сведения

При проверке налоговой декларации, в которой заявлено право на применение налоговых льгот

С 02.06.2016 у налогоплательщика-организации или у налогоплательщика - индивидуального предпринимателя:

- необходимые пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы,

- и (или) документы, подтверждающие их право на такие налоговые льготы.

До 02.06.2016 - только документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы.

п. 6 ст. 88 НК РФ*(4)

При проверке налоговых деклараций (расчетов)

Документы, которые налогоплательщик обязан был представить вместе с декларацией (расчетом) в соответствии с НК РФ, но не представил*(5)

п. 7 ст. 88 НК РФ

При проверке налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога

Документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов

п. 8 ст. 88 НК РФ*(6)

При выявлении в налоговой декларации по НДС, представленной налогоплательщиком:

1) противоречий между сведениями об операциях, содержащимися в ней;

2) несоответствия сведений об операциях, содержащихся в ней, сведениям об указанных операциях, содержащимся:

- в налоговой декларации по НДС, представленной в налоговый орган другим налогоплательщиком (иным лицом, на которое в соответствии с гл. 21 НК РФ возложена обязанность по представлению налоговой декларации по НДС);

- в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, представленном в налоговый орган лицом, на которое в соответствии с гл. 21 НК РФ возложена соответствующая обязанность.

Такие противоречия, несоответствия являются основанием для истребования документов только в случае, если они свидетельствуют о занижении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, либо о завышении суммы НДС, заявленной к возмещению

Счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к таким операциям

п. 8.1 ст. 88 НК РФ*(7)

(применяется с 01.01.2015)

При проверке налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль организаций, НДФЛ участника договора инвестиционного товарищества

У участника договора инвестиционного товарищества:

- сведения о периоде его участия в таком договоре;

- о приходящейся на него доле прибыли (расходов, убытков) инвестиционного товарищества;

- а также использовать любые сведения о деятельности инвестиционного товарищества, имеющиеся в распоряжении налогового органа

п. 8.2 ст. 88 НК РФ*(8)

При проверке уточненной налоговой декларации (расчета), которая соответствует одновременно двум условиям:

1) она представлена по истечении 2-х лет со дня, установленного для подачи налоговой декларации (расчета) по соответствующему налогу за соответствующий отчетный (налоговый) период;

2) в ней уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом).

Первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации (расчета),

и аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменений

п. 8.3 ст. 88 НК РФ*(9)

(применяется с 01.01.2014)

При проверке налоговой декларации по акцизам:

- в которой заявлены налоговые вычеты, предусмотренные ст. 200 НК РФ в связи с возвратом покупателем налогоплательщику ранее реализованных подакцизных товаров (за исключением алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции);

- представленной в связи с возвратом налогоплательщиком - производителем алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции этилового спирта поставщику - производителю этилового спирта;

- отражающей налоговые вычеты сумм акциза, уплаченных налогоплательщиком при ввозе подакцизных товаров на территорию РФ, в дальнейшем использованных в качестве сырья для производства подакцизных товаров.

Первичные и иные документы, подтверждающие возврат подакцизных товаров и правомерность применения указанных налоговых вычетов, за исключением документов, ранее представленных в налоговые органы по иным основаниям.

п. 8.4 ст. 88 НК РФ*(10)

(применяется с 05.05.2016)

При проверке налоговой декларации по НДС

У иностранной организации, состоящей на учете в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ

- документы (информацию), подтверждающие, что местом оказания услуг, указанных в п. 1 ст. 174.2 НК РФ, признается территория РФ, а также иную информацию (сведения) относительно таких услуг

п. 8.5 ст. 88 НК РФ*(11)

(применяется с 01.01.2017)

При проверке расчета по страховым взносам

У плательщика страховых взносов - сведения и документы, подтверждающие обоснованность отражения сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, и применения пониженных тарифов страховых взносов

п. 8.6 ст. 88 НК РФ*(12)

(применяется с 01.01.2017)

При проверке по налогам, связанным с использованием природных ресурсов

Документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты этих налогов

п. 9 ст. 88 НК РФ

При проверке по консолидированной группе налогоплательщиков (КГН)

У ответственного участника этой группы - копии документов, которые должны представляться с налоговой декларацией по налогу на прибыль организаций по КГН в соответствии с гл. 25 НК РФ, в том числе относящиеся к деятельности иных участников проверяемой группы

п. 11 ст. 88 НК РФ

При проверке налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком - участником регионального инвестиционного проекта, по налогам, при исчислении которых были использованы налоговые льготы, предусмотренные для этой категории лиц НК РФ и (или) законами субъектов РФ

Сведения и документы, подтверждающие соответствие показателей реализации регионального инвестиционного проекта требованиям к таким проектам и (или) их участникам, установленным НК РФ и (или) законами соответствующих субъектов РФ

п. 12 ст. 88 НК РФ*(13)

(применяется с 01.01.2014)

Внимание

Следует различать процедуру требования пояснений и процедуру истребования документов.

Истребование пояснений осуществляется путем направления налогоплательщику требования о представлении пояснений - в порядке и случаях, определенных в п. 3 ст. 88 НК РФ. В этом случае налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет) (п. 4 ст. 88 НК РФ).

Срок представления налогоплательщиком пояснений - в течение 5 рабочих дней или в этот же срок необходимо внести соответствующие исправления (п. 3 ст. 88 НК РФ)

Затребовать у налогоплательщика документы при проведении камеральной проверки налоговые органы вправе только, если в налоговой декларации обнаружены ошибки или противоречия либо в случаях, прямо установленных нормами п.п. 678-91112 ст. 88 НК РФ. В этих ситуациях налогоплательщику направляется требование о предоставлении документов (информации) в порядке, установленном ст. 93 НК РФ.

Срок представления налогоплательщиком документов по требованию налогового органа - в течение 10 рабочих дней (20 дней - при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков, 30 дней - при налоговой проверке иностранной организации, подлежащей постановке на учет в налоговом органе в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ) со дня получения соответствующего требования. В отдельных случаях этот срок может быть продлен (п. 3 ст. 93п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Формы требования о представлении пояснений и требования о предоставлении документов (информации) утверждены приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@.

И если в случае получения требования о представлении пояснений представление подтверждающих первичных документов является правом налогоплательщика, то при получении требования о предоставлении документов (информации) налогоплательщик обязан представить именно документы (их копии).

Отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ. В случае такого отказа или непредставления указанных документов в установленные сроки должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, производит выемку необходимых документов в порядке, предусмотренном ст. 94НК РФ (п. 4 ст. 93 НК РФ).

Следует также учитывать, что с 01.01.2017 вступила в силу поправка в п. 1 ст. 129.1 НК РФ, внесенная Федеральным законом от 01.05.2016 N 130-ФЗ, согласно которой предусматривается ответственность за непредставление (несвоевременное представление) лицом в налоговый орган предусмотренных п. 3 ст. 88 НК РФ пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации

Внимание

В ходе проведения камеральной налоговой проверки налоговые органы в силу п. 5 ст. 93 НК РФ не вправе истребовать у проверяемого лица следующие документы:

- документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица (консолидированной группы налогоплательщиков);

- документы, представленные в виде заверенных копий в ходе проведения налогового мониторинга.

Указанное ограничение не распространяется на случаи, когда документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы.

______________________________

*(1) Аналогичные разъяснения дают и официальные органы (см. письма Минфина России от 03.09.2015 N 03-05-05-01/50668от 11.01.2013 N 03-07-08/02от 25.07.2012 N 03-02-08/65, письма ФНС России от 22.08.2014 N СА-4-7/16692, от 17.07.2013 N АС-4-2/12837@ (п. 7.7), от 16.07.2013 N АС-4-2/12705@ (пп. 6 п. 2.8), от 13.09.2012 N АС-4-2/15309 (вопросы 13)).

Соответствующая позиция относительно толкования положений ст. 88 НК РФ изложена в постановленииПрезидиума ВАС РФ от 11.11.2008 N 7307/08 и поддерживается арбитражными судами (см. постановления АС Западно-Сибирского округа от 01.09.2014 N Ф04-7364/14, ФАС Центрального округа от 30.07.2012 N Ф10-2186/12 и от 21.10.2010 по делу N А64-890/2010, ФАС Московского округа от 21.01.2011 N КА-А40/16578-10 и от 19.04.2010 N КА-А40/3488-10).

*(2) Дополнительно к пояснениям налогоплательщик вправе представить в налоговый орган любые документы (в том числе выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета), подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет) (п. 4 ст 88 НК РФ).

*(3) Норма введена Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ и вступила в силу с 1 января 2014 года.

*(4) Со 2 июня 2016 г. норма п. 6 ст. 88 НК РФ применяется в редакции Федерального закона от 01.05.2016 N 130-ФЗ, предоставившей налоговым органам право требовать не только документы, но и пояснения.

При применении данной нормы необходимо учитывать, что в формально-юридическом смысле применение дифференцированных налоговых ставок не является налоговой льготой. Налоговые ставки и налоговые льготы являются разными элементами налогообложения. Налоговая ставка является самостоятельным и обязательным элементом налогообложения. При установлении обязательных элементов налогообложения и определении по ним различных преимуществ для отдельных категорий налогоплательщиков, в том числе при установлении пониженной налоговой ставки, обязательные элементы налогообложения не утрачивают своей специфической сущности и не подменяются законодательством о налогах и сборах необязательным элементом налогообложения - налоговой льготой (льготой по налогу). При этом в ст. 88 НК РФ прямо не предусмотрена возможность истребования при проведении камеральных налоговых проверок документов, подтверждающих право на применение дифференцированных налоговых ставок. Вместе с тем в случаях, предусмотренных в п. 3 ст. 88 НК РФ, налоговый орган вправе потребовать необходимые пояснения (письма Минфина России от 03.09.2015 N 03-05-05-01/50668от 21.10.2013 N 03-11-11/43791).

Применительно к операциям, указанным в п. 2 ст. 146 и ст. 149 НК РФ, практика истребования документов в связи с применением налогоплательщиком льгот определена Пленумом ВАС РФ в п. 14постановления от 30.05.2014 N 33. Согласно разъяснениям не могут быть истребованы у налогоплательщиков на основании п. 6 ст. 88 НК РФ документы по операциям, не являющимся объектом налогообложения (п. 2 ст. 146 НК РФ) или освобождаемым от налогообложения на основании ст. 149 НК РФ, когда такое освобождение не имеет своей целью предоставление определенной категории лиц преимуществ по сравнению с другими лицами, совершающими такие же операции, а представляет собой специальные правила налогообложения соответствующих операций. Действие п. 6 ст. 88 НК РФ распространяется только на те из перечисленных в ст. 149 НК РФ основания освобождения от налогообложения НДС, которые по своему характеру отвечают понятию налоговой льготы, данному в п. 1 ст. 56 НК РФ. К таковым относятся, например, пп. 5 п. 2 ст. 149пп. 1пп. 2пп. 14 п. 3 ст. 149 НК РФ.

Ранее такая позиция была сформулирована Президиумом ВАС РФ в постановлении от 18.09.2012 N 4517/12.

ФНС и Минфин России обещали согласовать перечень операций, перечисленных в ст. 149 НК РФ, которые по своему характеру отвечают понятию льготы и разместить данную информацию на официальном сайте ФНС России (письмо ФНС России от 14.08.2015 N ГД-4-3/14351@). Но пока такая информация отсутствует. При этом финансовое ведомство, со ссылкой на определение КС РФ от 09.06.2005 N 287-О, указывает на правомерность истребования документов, подтверждающих право налогоплательщиков на освобождение от налогообложения НДС по пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ (письмоМинфина России от 01.04.2016 N 03-07-11/18691).

*(5) Представление документов вместе с налоговыми декларациями предусмотрено, в частности, пп. пп. 1519 ст. 149ст. 165п. 13 ст. 167п. 2 ст. 184п.п. 77.1 ст. 198п.п. 11 - 19 ст. 201п. 7 ст. 204п. 18 ст. 214.1п.п. 1313.128 ст. 217пп.пп. 345 п. 1 ст. 219п. 1 ст. 220п. 4 ст. 220.1п. 4 ст. 220.2п. 8 ст. 262п. 6 ст. 284.1п. 6 ст. 289п. 2 ст. 386.1 НК РФ.

*(6) Пленум ВАС РФ в п. 25 постановления от 30.07.2013 N 57 указал, что под действие п. 8 ст. 88 НК РФ подпадают не все декларации по НДС, а только те, которые предполагают возврат (зачет) налогоплательщику соответствующих денежных средств. Вместе с тем налоговый орган в соответствии с п. 3 ст. 88 НК РФ вправе запросить у налогоплательщика письменные пояснения, указав в запросе на возможность представления в добровольном порядке подтверждающих документов (письмо ФНС России от 22.08.2014 N СА-4-7/16692).

*(7) Норма п. 8.1 ст. 88 НК РФ введена Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ, вступила в силу с 1 января 2015 года и применяется при проведении камеральных налоговых проверок в отношении налоговых деклараций (уточненных налоговых деклараций) по НДС, представляемых после 31 декабря 2014 года (письмо Минфина России от 30.04.2015 N 03-07-11/25178).

По мнению ФНС России, в указанных случаях налоговый орган в рамках камеральной проверки налоговой декларации по НДС вправе истребовать копии книги продаж, книги покупок, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, а также выставленные счета-фактуры (письмо от 10.08.2015 N СД-4-15/13914@).

На практике налоговые органы на основании данной нормы нередко истребуют также сводные бухгалтерские регистры за налоговый период в целом (анализ счета и карточки по счету 41 "Товары", оборотно-сальдовые ведомости и т.д.). В этом случае суды могут признать действия налоговых органов неправомерными, поскольку такие документы в нарушение п. 8.1 ст. 88 НК РФ не относятся к конкретным операциям, по которым у инспекции возникли вопросы к налогоплательщику, являются сводными или аналитическими документами бухгалтерского учета, которые формируются на основании первичных документов и не являются основанием для исчисления налога (см., например, постановления АС Восточно-Сибирского округа от 06.05.2016 N Ф02-1921/16от 28.04.2016 N Ф02-1859/16).

*(8) До 1 января 2015 года норма регламентировалась п. 8.1 ст. 88 НК РФ. В связи с поправками, внесенными в ст. 88 НК РФ Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ, эти положения с 01.01.2015 содержатся в п. 8.2 указанной статьи.

*(9) Норма п. 8.3 ст. 88 НК РФ введена Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ и вступила в силу с 1 января 2014 года.

*(10) Норма п. 8.4 ст. 88 НК РФ введена Федеральным законом от 05.04.2016 N 101-ФЗ и вступила в силу с 5 мая 2016 года.

*(11) Норма п. 8.5 ст. 88 НК РФ введена Федеральным законом от 03.06.2016 N 244-ФЗ и вступила в силу с 1 января 2017 года. При этом камеральная проверка такой налоговой декларации по НДС проводится налоговым органом шесть месяцев, а не три (соответствующие дополнения внесены и в п. 2 ст. 88 НК РФ).

*(12) Норма п. 8.6 ст. 88 НК РФ введена Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ и вступила в силу с 1 января 2017 года.

*(13) Норма п. 12 ст. 88 НК РФ введена Федеральным законом от 30.09.2013 N 267-ФЗ и вступила в силу с 1 января 2014 года.

 

21 июля 2017

С 1 июля изменилась процедура взыскания налогов с поручителей

Федеральный закон от 30.11.2016 N 401-ФЗ 

По новым правилам в случае неуплаты (неполной уплаты) в установленный срок налога, обязанность по уплате которого обеспечена поручительством, налоговый орган в течение пяти дней со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога должен направить поручителю требование об уплате денежной суммы по договору поручительства. Если поручитель в установленный срок этого требования не выполнил, налоговый орган вправе применять меры по взысканию с него соответствующих сумм в порядке и сроки, которые предусмотрены для взыскания налогов и пр. с налогоплательщиков. Это, в частности, означает, что налоговые органы наделены правом на взыскание налогов, сборов, страховых взносов и пени с поручителей во внесудебном порядке.

Новые правила подлежат применению к договорам поручительства, обеспечивающим исполнение обязательств по налогам, срок уплаты которых наступает после 1 июля 2017 года. Соответственно, принудительное взыскание с поручителей сумм налогов, срок уплаты которых наступил до этой даты, по-прежнему будет происходить в судебном порядке.

 

21 июля 2017

Отчетность по налогу на доходы физлиц в филиалах: правильно указываем ИНН, КПП, ОКТМО

Письмо Федеральной налоговой службы от 7 июля 2017 г. N БС-4-11/13281@ 

При представлении расчета по форме 6-НДФЛ обособленных подразделений в титульной части следует указывать ИНН головной организации, КПП филиала, ОКТМО по месту нахождения рабочих мест физлиц - получателей дохода с указанием этого же ОКТМО в платежных документах, которыми производится уплата налога за физических лиц - получателей дохода. Технически обеспечена возможность представления нескольких актуальных расчетов по форме 6-НДФЛ за один налоговый период с одним номером корректировки, различающихся хотя бы одним из реквизитов (ИНН, КПП, ОКТМО).

В части справки по форме 2-НДФЛ налоговый агент имеет право представлять множество файлов (до 3000 справок в одном файле). В титульной части следует указывать ИНН головной организации, КПП филиала, ОКТМО по месту нахождения рабочих мест физических лиц - получателей дохода (так же, как для 6-НДФЛ). При этом актуальность каждой справки 2-НДФЛ (на каждое физическое лицо) определяется отдельно. Если в течение налогового периода лицо фактически работало в нескольких филиалах, а рабочие места находились по различным ОКТМО, то в отношении физического лица представляется несколько справок (по числу комбинаций ИНН + КПП + ОКТМО) с одним и тем же номером корректировки за один и тот же налоговый период.

 

21 июля 2017

Рекомендации ФНС России налогоплательщикам по снижению налоговых рисков

Использование налогоплательщиком способов ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском является одним из критериев оценки деятельности налогоплательщиков (критерий N 12), на основании которых налоговые органы отбирают налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок (раздел 4 Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@).

К числу способов ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском ФНС России относит способы, направленные на получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, в том числе с применением "фирм-однодневок". Наиболее распространенные из таких способов ФНС России определяет по результатам контрольной работы и информацию о них размещает на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru в разделе "Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков".

Налогоплательщикам, по самостоятельной оценке которых риски по указанному критерию высоки, и желающим снизить или полностью исключить эти риски, ФНС России рекомендует (п. 12 приложения N 2 к Концепции):

- исключить сомнительные операции при расчете налоговых обязательств за соответствующий период;

- уведомить налоговые органы о мерах, предпринятых ими для снижения данных рисков (уточнении налоговых обязательств), для возможности своевременного учета откорректированных налоговых обязательств данных налогоплательщиков при отборе объектов для проведения выездных налоговых проверок.

Уведомление производится путем подачи в налоговый орган, по месту нахождения организации (или по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика) уточненных налоговых деклараций по налогам за те периоды, в которых осуществлялась деятельность с высоким налоговым риском.

Отметим, что уточненные декларации подаются в установленном ст. 81 НК РФ порядке.

Для идентификации цели подачи данной уточненной декларации (снижение/исключение налоговых рисков) налогоплательщикам предлагается одновременно с уточненной декларацией представлять Пояснительную записку по форме, рекомендуемой ФНС России (приложение N 5 к приказу от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@).

В аналогичном порядке налогоплательщик может задекларировать уточненные налоговые обязательства, возникшие в результате принятия мер по снижению налоговых рисков при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности с применением способов, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды, но не представленных на сайте.

Налоговый орган, получивший уточненные налоговые декларации, а также представленную вместе с ними Пояснительную записку, проводит камеральную налоговую проверку в соответствии со ст. 88 НК РФ. При проведении камеральных налоговых проверок таких уточненных деклараций с пояснительной запиской, дополнительные документы у налогоплательщика не истребуются.

Факт подачи налогоплательщиком таких уточненных деклараций налоговые органы учитывают в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (или корректировки уже утвержденных планов выездных  налоговых проверок) в сочетании с другими критериями, указанными в разделе 4 Концепции.

В случае наличия у налогового органа информации о ведении деятельности с признаками нарушений налогового законодательства, в отношении налогоплательщика, заявившего о мерах, предпринятых им для снижения рисков по пункту 12 Критериев, решение о назначении выездной налоговой проверке принимается только после предварительного согласования с ФНС России.

 

21 июля 2017

Необоснованную налоговую выгоду прописали в НК РФ

Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 163-ФЗ 

В НК РФ закреплено общее правило, запрещающее налогоплательщикам уменьшать налоговую базу и (или) сумму подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.

Кроме того, введены дополнительные условия для законного уменьшения налоговой базы (суммы налога) даже в тех случаях, когда такое уменьшение прямо предусмотрено главами второй части НК РФ и какие-либо искажения отсутствую.

Условий два:

1) основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога;

2) обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.

Оба условия должны выполняться одновременно.

Новые положения также применяются в отношении сборов и страховых взносов и распространяются на плательщиков сборов, страховых взносов и налоговых агентов.

При этом уточнено, что подписание первичных учетных документов неустановленным или неуполномоченным лицом, нарушение контрагентом налогоплательщика законодательства о налогах и сборах, наличие возможности получения налогоплательщиком того же результата экономической деятельности при совершении иных не запрещенных законодательством сделок (операций) не могут рассматриваться в качестве самостоятельного основания для признания уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога неправомерным.

Доказывание нарушений этих требований возлагается на налоговые органы.

 

21 июля 2017

Установлены новые льготы по НДС с 1 октября 2017 года

Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 161-ФЗ 

С IV квартала 2017 года освобождены от налогообложения НДС услуги по передаче в лизинг (финансовую аренду) зарегистрированных медицинских изделий. Сейчас от обложения НДС освобождена только реализация медизделий. Льгота применяется при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом ЕАЭС, или до 31 декабря 2021 года регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством РФ.

Кроме того, океанариумы отнесены к организациям, осуществляющим деятельность в сфере культуры и искусства. Поэтому с 1 октября их деятельность тоже освобождена от НДС.

Напомним, что от такой льготы нельзя отказаться. Уведомлять налоговые органы о начале и об окончании использования освобождения не требуется.

 

21 июля 2017

Командировка в 2017 году: оформление и учет расходов

Командировки в 2017 году нужны для подписания контрактов, обсуждения новых проектов, встреч с партнерами и сотрудниками филиалов.

Служебная командировка — это поездка сотрудника за пределы места постоянной работы, чтобы выполнить поручение руководителя. Если у сотрудника разъездной характер работы, то его поездки командировками не признаются.

Разберемся, что нужно оформить перед поездкой, что выдать командированному и как составить отчет после возвращения сотрудника. Особенности отношений с командированным сотрудником, а также порядок оформления документов закреплены в постановлении Правительства РФ от 13.10.2008 N 749.

 

Документы перед командировкой в 2017 году

 

Любая командировка ограничена по времени — срок поездки устанавливается в приказе руководителя. Если нужно, командировку продлевают, также на основании приказа.

Приказ о направлении в командировку в 2017 году составляют на основании устного распоряжения директора или служебной записки работника. В служебной записке стоит указать цель командировки и примерную сумму, необходимую для поездки.

Командировочное удостоверение и служебное задание оформляются, если такие документы предусмотрены в локальных нормативных актах. По закону такие документы необязательны, но позволяют контролировать выполнение задачи.

 

Аванс на командировку 2017

 

На основании распоряжения руководителя или завизированной служебной записки командированному работнику выдаются подотчетные денежные средства . Если гостиница и проездные билеты оплачены по безналичному расчету, сотруднику понадобятся только суточные.

Сколько выдать суточных, решает руководитель. Нормы закрепляются в нормативных актах организации. При этом размер суточных может зависеть даже от занимаемой должности. Максимально допустимый размер суточных, как и минимальный уровень таких выплат, законом никак не ограничивается (подп. 12 п. 1 ст. 264, подп. 13 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Многие компании устанавливают суточные для российских командировок в размере 700 рублей. Объяснение этому есть вполне логичное: суточные, не превышающие 700 рублей, не облагаются НДФЛ (п. 3ст. 217 НК РФ). Кроме того, с суточных в пределах этой суммы не придется начислять страховые взносы (подп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ). Для заграничных поездок удобный лимит суточных — 2 500 рублей, эта сумма также не облагается НДФЛ и страховыми взносами.

 

Авансовый отчет по расходам в командировке

 

Чтобы списать расходы по командировке в 2017 году, бухгалтер составляет авансовый отчет. Для этого командированный работник должен представить все первичные документы, подтверждающие расходы. Сдать документы и остаток денег сотрудник должен в течение трех рабочих дней.

Стандартные расходы обычно такие (ст. 168 ТК РФ):

  • суточные;
  • затраты на проезд;
  • оплата проживания.

 

Кроме перечисленных трат, в командировке могут возникнуть и другие расходы.

Суточные выплачиваются за столько дней, сколько продлится командировка. Дату начала и окончания служебной поездки можно определить по проездным билетам.

Если работник отправляется в путь на автомобиле или ином транспорте, принадлежащем ему на праве собственности или арендованном, необходимо составить служебную записку. Она понадобится и при поездке на служебном транспорте. Служебную записку, в которой, в частности, указываются и сроки поездки, работник прилагает к авансовому отчету. Подтвердить расходы на бензин нужно с помощью чеков АЗС и путевых листов.

Расходы на проезд возмещаются на основании приложенных билетов (ст. 264 НК РФ). Чтобы подтвердить полет на самолете, нужен билет (маршрут-квитанция) и посадочный талон, который подтвердит посадку на борт самолета (письма Минфина России от 18.05.2015 N 03-03-06/2/28296от 29.01.2014 № 03-03-07/3271). К учету можно принять и распечатанные электронные билеты.

Поездку по железной дороге работник подтверждает билетом на поезд. Если оформлялся электронный билет, поездку подтвердит контрольный купон билета (письмо Минфина России от 25.08.2014 N 03-03-07/42273). Затраты на постельное белье, выдаваемое проводником, также можно включить в расходы организации.

Затраты на такси от вокзала или аэропорта до места проживания (места командировки) тоже можно включить их в расходы. Аналогичный вывод — в письмах Минфина России от 14.06.2013 N 03-03-06/1/22223и от 08.11.2011 N 03-03-06/1/720.

Обратите внимание: если командированный работник потерял проездные билеты, справку о подтверждении поездки можно взять у перевозчика.

Затраты на проживание подтверждаются документами, оформленными гостиницей. При наличном расчете гостиница должна выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности. Если командированный сотрудник жил в съемной квартире, расходы можно подтвердить подписанным договором аренды. К нему следует приложить копии документов о праве собственности.

 

Проводки по расходам на командировки в 2017 году

 

После того, как авансовый отчет утвержден, хозяйственные операции нужно отразить в бухгалтерском учете.

ДЕБЕТ 20 (23, 25, 26, 44) КРЕДИТ 71 — списаны расходы на билеты, на проживание, прочие;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 71 — выделен НДС со стоимости проездного билета или оказанных услуг;

ДЕБЕТ 50-3 КРЕДИТ 60 (76) — поступили билеты в кассу компании (приобретены для командированных сотрудников);

Дебет 71 Кредит 50-3 — выданы из кассы проездные билеты.

 

21 июля 2017

Розничная торговля спиртосодержащей непищевой продукцией приостановлена еще на 90 дней

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 6 июля 2017 г. N 96 

Роспотребнадзор продлил действие ограничения на розничную продажу спиртосодержащей непищевой продукции, а также спиртосодержащих пищевых добавок и ароматизаторов.

Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предписано приостановить на срок 90 суток (начиная с 12 июля 2017 года) розничную торговлю спиртосодержащей непищевой продукцией, спиртосодержащими пищевыми добавками и ароматизаторами с содержанием этилового спирта более 28 процентов объема готовой продукции, осуществляемую ниже цены, по которой осуществляется розничная продажа водки, ликероводочной и другой алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов за 0,5 литра готовой продукции.

Предписание по-прежнему не затрагивает продажи стеклоомывающих жидкостей, нежидкой спиртосодержащей продукции, а также спиртосодержащей продукции с использованием укупорочных средств, исключающих её пероральное потребление.

Напомним, что первоначально запрет был введен на 30 суток начиная с 26 декабря 2016 года и касался спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции (за исключением парфюмерной продукции и стеклоомывающих жидкостей). Позже действие запрета дважды продлевали, а введенные им ограничения были уточнены. Последний запрет истек 28 июня.

К сведению: за незаконную продажу товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена, нарушителям грозит административная ответственность по ст. 14.2 КоАП РФ.

 

21 июля 2017

Учет основных средств в 2017 году (в бухгалтерском учете)

Учет основных средств в 2017 году  ведется по новым правилам.

В бухгалтерском учете больше нельзя устанавливать срок полезного использования по налоговой классификации.

Важно!

С 1 января 2017 года срок полезного использования основных средств определяют по правилам пункта 20 ПБУ 6/01. При этом срок для бухучета может совпасть с налоговым.

 

18 июля 2017

Первичные документы: за что оштрафует ФНС

Каждая операция в учете должна быть подтверждена первичным документом. Все документы должны быть оформлены в соответствии с требованиями законодательства. Если контролирующие органы обнаружат при проверке ошибки или неточности в первичке, компанию могут оштрафовать.

 

Как должен выглядеть первичный документ, можно узнать из Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Именно в этом документе перечислены обязательные реквизиты любого первичного документа.

В учете организация может использовать унифицированные либо самостоятельно разработанные формы первичной документации. Если компания использует не унифицированные формы, порядок их применения нужно закрепить в учетной политике.

Контролирующие органы при проверках тщательно изучают все первичные документы. Если в них обнаружат ошибки или нестыковки, компании может грозить штраф. Помимо санкций, ФНС может потребовать исключить из расходов компании операцию, проведенную по первичному документу с ошибками.

Можно выделить несколько опасных моментов, на которые обращает внимание ФНС:

  1. Отсутствие первичного документа
  2. Повреждения в документах
  3. Нечитаемый документ
  4. Отсутствие в документах обязательных реквизитов
  5. Неправомерное внесение исправлений

 

Отсутствие первичного документа

 

Если операция отражена в учете компании, а подтверждающий совершение операции документ отсутствует, ФНС может посчитать сделку фиктивной.

Важно отслеживать весь документооборот компании и своевременно запрашивать оригиналы документов от контрагентов.

На практике некоторые компании сначала обмениваются сканами подписанных документов, а впоследствии заменяют сканы оригиналами. Это удобно, когда организации находятся далеко друг от друга и получить оригиналы в момент совершения сделки не представляется возможным. Порядок подписания документов и получения их оригиналов можно закрепить в договоре. Тогда контрагент будет обязан отправлять подписанные документы в оговоренные в договоре сроки.

Обнаружив отсутствие первичного документа, ФНС может оштрафовать организацию по ст. 120 НК РФ:

  • на 10 000 рублей при разовом нарушении;
  • на 30 000 рублей при повторяющемся нарушении;
  • на 20 % от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 рублей при занижении налоговой базы.

Кроме того, должностное лицо ждет административный штраф (ст. 15.11 КоАП РФ).

ФНС может убрать расходы из налогооблагаемой базы, если они не подтверждены документально (ст. 252 НК РФ). Например, если в учете компании отражены услуги на ремонт компьютера, но нет подписанного двумя сторонами акта оказанных услуг, ФНС вправе исключить сумму услуг из расходов. В таком случае налоговый инспектор доначислит компании налог, и придется сдавать уточненную декларацию по налогу на прибыль.

Если документы утеряны из-за форс-мажорных обстоятельств или стихийных бедствий, их нужно постараться восстановить.

Повреждения в документах

 

Изначально документ может соответствовать всем требованиям законодательства. Но его можно случайно повредить, например, при подшивке в архив. Бухгалтеру следует внимательно прокалывать и сшивать документы, чтобы не нарушить реквизиты документа.

Важно сохранить в первичке обязательные реквизиты. Но даже при повреждении некоторых реквизитов ФНС может принять документ. Если на основании первичного документа возможно идентифицировать продавца, покупателя, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, остальные ошибки проверяющие органы сочтут несущественными (письмо ФНС РФ от 12.02.2015 № ГД-4-3/2104@). Получается, если бухгалтер по неосторожности пробил документ дыроколом в месте указания номера и номер документа определить невозможно, это не помешает идентифицировать участников сделки, а значит, на основании такого документа можно учесть расходы.

В случае серьезных повреждений первички безопаснее запросить дубликаты документов у контрагентов.

 

Нечитаемый документ

 

В первичном документе должны быть читаемы все реквизиты. Если документ нечитаем, можно считать, что его и вовсе нет.

Причинами невозможности прочесть данные в документе может стать неисправный принтер (закончились чернила), выгорание документа на солнце, выцветание с течением времени.

Очень часто из-за особенностей бумаги выцветают кассовые чеки. Решение проблемы здесь одно: снимать с каждого чека ксерокопию и заверять ее подписью ответственного лица и печатью организации.

Нечитаемые документы могут стать причиной того, что ФНС расходы по такому документу исключит из налогооблагаемой базы. Своевременно снятые копии помогут отстоять право компании на учет расходов (письмо Минфина России от 17.09.2008 № 03-03-07/22). При этом оригинал чека нужно также хранить.

Если контрагент представил нечитаемый документ, попросите его заменить.

 

Отсутствие в документах обязательных реквизитов 

 

Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ предусмотрено всего 7 обязательных реквизитов, которые должны быть в первичных документах.

Наибольшее внимание налоговые инспекторы обращают на подписи ответственных лиц, наименование операции и наименование организации, составившей документ.

Отсутствие подписи покупателя в товарной накладной может свидетельствовать о том, что товар не отгружен. А факсимильные подписи в первичке с большой вероятностью обернутся претензией со стороны налоговиков.

Почему нельзя применять факсимиле

ФНС скорее всего не признает расходы компании, если в товарных чеках нет перечня купленных товарно-материальных ценностей. Например, сомнение вызовет формулировка «Запчасти на сумму 2 300 рублей». Такие чеки лучше сразу заменить у продавца, попросив уточнить конкретные наименования запчастей. Помимо того, что первичные документы с дефектами в реквизитах могут стать причиной исключения сумм из расходов компании, налоговики могут доначислить НДФЛ подотчетному лицу, которое предоставило чек с нарушениями (определение Верховного Суда РФ от 09.03.2016 № 302-КГ16-450).

Почему ФНС включает подотчетные суммы в облагаемый доход

Иногда суды встают на сторону налогоплательщика и разрешают учесть товары, которые указаны в чеке обобщенным названием (постановление ФАС Поволжского округа от 03.02.2006 № А55-14012/05-32). Чтобы не тратить время на суды, безопаснее принимать к учету чеки, заполненные согласно требованиям законодательства. Это касается и других первичных документов.

 

Неправомерное внесение исправлений

 

Иногда в первичные документы вносятся исправления при обнаружении ошибок. Исправлять документы нужно в соответствии с законодательством. В противном случае первичный документ может стать недействительным.

Не допускается вносить исправления в кассовые документы (п. 4.7 Указания ЦБ РФ от 11.03.2014 № 3210-У). При обнаружении ошибки нужно заново оформить документ.

В остальные первичные документы можно вносить исправления. Порядок корректировки ошибок изложен в Положении о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденном Минфином СССР от 29.07.1983 № 105.

 


Новости компании

 

Все новости